Быстрый переход к готовым работам
|
Понятие «морской торговый порт» и основные его составляющиеПонятие «морской торговый порт» и основные его составляющие Переход к рыночным условиям хозяйствования в Украине потребовал пересмотра существующей терминологии в отрасли и адаптации ее к нынешним условиям хозяйствования. Нельзя говорить о совершенствовании системы управления морской отраслью Украины без актуализации основных понятий, таких как морской торговый порт, портовая инфраструктура, терминал, портовый оператор и т.д., без определения статуса земли и акватории порта, выявления роли капитана порта. Существующие определения устарели, а их смысловая нагрузка претерпела значительные изменения, что не всегда находит отражение в нормативных актах страны, следствием чего является путаница и неразбериха в определении основных направлений развития портового комплекса и сложности с разработкой самой концепции развития морской отрасли страны. Принятые в свое время Верховной Радой Ук¬раи¬ны нормативные акты в сфере предпринимательской деятельности, в частности, Законы Украины «О предпринимательстве» [36], «О собственности» [34], «О хозяйственных обществах» [35] и др. способствовали появлению в морской отрасли субъектов хозяйствования разных форм собственности. Однако вышеуказанные документы регламентировали общие принципы хозяйствования для всех сфер деятельности и не отражали специфики функционирования предприятий отрасли, что в определенной степени сдерживало развитие рыночных отношений на морском транспорте. Сегодня остро встала проблема изменения системы управления важнейшим элементом морской отрасли Украины - морскими портами, что в сочетании с необходимостью развивать рыночные отношения в экономике страны влечет за собой множество структурных изменений в транспортной отрасли, изменения законодательной базы, обширную полемику в прессе и специальных изданиях [85, 86, 90, 140, 147, 150, 152]. В то же время следует отметить, что дискуссия вокруг статуса порта и основных сопутствующих этому понятий носит упрощенный, скорее публичный характер. Следовало бы говорить о развитии портового хозяйства как составляющей морехозяйственного комплекса Украины, т.е. определить правовой режим управления морским портом, который в развитых странах определяется степенью институциальной зависимости порта от государства или местных органов власти и зависит от намерений государства в сфере развития портовой системы. Первым шагом на этом пути должно быть определение комплексной стратегии развития всего морехозяйственного комплекса страны с дальнейшей конкретизацией по развитию всех ее элементов. При этом следует помнить, что «МХК – это совокупность предприятий и организаций, расположенных на морском побережье страны, хозяйственная деятельность которых связана с использованием ресурсов моря, а также обеспечивающих их деятельность» [143, с. 40]. Ведущим элементом МХК являются морские порты, на которых замыкается деятельность практически всех других предприятий и организаций, относящихся к комплексу. Опыт России, стран Балтии и других морских государств показал, что для эффективного развития портового хозяйства, роста его конкурентоспособности следует использовать современные методы стимулирования развития рыночных отношений, активизации всех форм хозяйственной деятельности в сфере портовых услуг на территории портов, которые сосредоточены в основном в законодательной плоскости. Недоработки в этой сфере уже нашли свое отражение в потере рыночных позиций Украины на мировом рынке морских перевозок, сокращении грузопотоков, снижении уровня конкурентоспособности украинских портов, что в итоге выливается в недостаточных финансовых поступлениях в бюджеты всех уровней [47, 64, 79, 81, 83, 88]. |
|