Современное состояние и перспективы развития внутренних водных путей в Украине
В своем послании Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что «существенным фактором сокращения издержек в экономике должно стать развитие речных перевозок. Необходимо реализовать проекты по увеличению пропускной способности внутренних водных путей. В том числе, модернизировать Волго-Донский и Волго-Балтийский каналы. Предлагаю Правительству также проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала. Эта новая транспортная артерия позволит кардинальным образом улучшить судоходное сообщение между Каспийским и Черным морями». Послание подчеркивает главное назначение судоходства река-море (СРМ) – транзитная перевозка грузов с одного моря в другое через внутренние водные пути и с реки на море без перевалки в устьевых портах, в том числе, перевозки между Черным морем и Каспием. При этом, одним из основных факторов эффективного осуществления таких перевозок являются внутренние водные пути.
Основными водными магистралями Украины являются две крупные реки: Днепр и Дунай [48, 67, 112, 135]. Кроме того, согласно «Протоколу о комбинированных перевозках по внутренним водным путям» от 17.01.1997 года эти реки имеют важное значение для международных комбинированных перевозок.
Днепр, третья по протяжённости река Европы, после Волги и Дуная,
обладает мощным потенциалом в сфере речных перевозок. Река берёт своё начало в России и протекает по территории Беларуси и Украины. Ее протяжённость 2200 километров. Днепр впадает несколькими рукавами (гирлами) в Днепровский лиман Чёрного моря. Течение реки принято делить на три участка: верхний – от истока до Киева, средний – от Киева до Запорожья и нижний – от Запорожья до устья. Основными судоходными притоками реки являются: Ингулец, Десна, Припять, Березина, Сож.
На берегах реки расположены крупные областные центры – Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, а также промышленные города Кременчуг, Комсомольск, Днепродзержинск, Никополь и Каховка. Недалеко находятся Западный Донбасс и Криворожский горнорудный бассейн, Харьковский машиностроительный комплекс.