Международное регулирование морских и смешанных перевозок
В настоящее время морской транспорт занимает первое место в мире, как по общему объему перевозок, так и по международным перевозкам, в которых доминирующим фактором являются международные перевозки грузов. Свыше 90% от общего объема внешнеторговых грузов перевозится морским транспортом.
Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных судоходных компаний в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки унифицированных условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам [7, 57]. В результате, на межгосударственном уровне заключено значительное число международных конвенций, которые определяют основные реквизиты, форму транспортных документов (коносамента), которые должны применяться в международных перевозках.
Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924 года (Гаагские правила). Брюссельским протоколом 1968 года в эту конвенцию были внесены некоторые изменения. В настоящее время в Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств. Главное внимание в Гаагских правилах уделено вопросу об ответственности морского перевозчика за груз. С учетом критики ряда положений Брюссельской конвенции 1924 года со стороны грузовладельцев разных стран, особенно развивающихся, в 1978 году была принята конвенция ООН о морской перевозке грузов, известная как Гамбургские правила.