Рыночное реформирование было предопределено негативными процессами, проявившимися в конце 70-х-начале 80-х годов. Следует отметить, что аграрная сфера постоянно выполняла функцию донора общеэкономического развития страны и была в наименьшей степени защищена от разного рода экспериментов и волюнтаристских решений [97, c. 39].
Обобщение имеющихся определений сущности аграрной реформы позволяет в самом общем виде обозначить этот процесс как совокупность научно-обоснованных подходов, ориентированных на структурную и организационную перестройку с целью повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны, формирования экспортного потенциала.
Масштабность законодательной работы не могла не привести к определённым нестыковкам, противоречивости, недоучёту ведомственных интересов, отсутствию гармонизации с международной правовой базой. Сложность создания рыночной правовой среды в аграрном секторе совпала с реформированием смежных с ним секторов экономической деятельности и интеграцией страны в ЕС и ВТО. Как отмечают аналитики, большинство законодательных инициатив было реализовано до принятия Конституции Украины, до сих пор не согласовано с принятыми Гражданским и Хозяйственным кодексами, вступившими в действие с 1.01.2004 г. [251, с.48,49].