Организация и особенности системы внутреннего контроля на предприятиях оптовой торговли
Реформа бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине обуславливают необходимость поиска новых подходов к организации и проведению контрольной работы на предприятиях всех форм собственности. Одним из основных вопросов контроля является определение его сущности. Контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности.
В практике ведения хозяйственной деятельности предприятий выделяют множество форм контроля, основной из которых является внутренний или внутрихозяйственный контроль. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество определений данной категории, которые могут быть сведены к следующим:
«Внутрихозяйственный экономический контроль включает контрольные функции, которые осуществляются собственниками предприятий в соответствии с действующим законодательством» [6, с.17]
«Внутренний контроль - это система контрольных процедур, план организации и методы управления объектом в целях эффективного проведения бизнеса, защиты активов, предотвращения ошибок, аккуратности учетных проверок и своевременного предоставления финансовой информации» [17,c.221]
«Внутренний контроль - это комплекс бухгалтерского управленческого контроля, который помогает обеспечить соответствие решений, принятых в организации, с реализацией их на практике» [19,c.398].
Таким образом, система внутрихозяйственного контроля – это политика и процедуры разработанные чтобы защитить активы предприятия, обеспечить соответствие с финансовой политикой предприятия, обеспечить достоверность данных, отраженных на счетах бухгалтерского учета. Построение жесткой систему внутреннего контроля над товарными запасами, их наличием, поступлением и расходование увеличивает вероятность того, что произведенная оценка товарных запасов является точной и надежной информацией для пользователей финансовых отчетов.
В зависимости от периодичности проведения внутрихозяйственного контроля выделяют предварительный, текущий (оперативный) и последующий (ретроспективный) контроль.
Предварительный контроль осуществляется до выполнение хозяйственной операции с целью противодействия незаконным действиям, неэффективному использованию средств и принятию необоснованных решений. Применительно к операциям товародвижения он выражается в контроле подписания договоров, распорядительных операций по движению ТМЦ, обоснованности расходования средств на оплату полученных товаров.
Текущий контроль имеет оперативный характер и осуществляется в процессе исполнения хозяйственных операций. Его задача - оперативное выявление и своевременное приостановление нарушений и отклонений, которые возникли в процессе хозяйственных операций и выполнении заданий. При организации операций товародвижения он может реализовываться за счет проверки правильности приема (отпуска) ТМЦ, осуществления предварительной оплаты и т.д.
Последующий (ретроспективный) контроль осуществляется после завершения хозяйственных операций по окончании отчетного периода. Его цель - установить правильность, законность и экономическую целесообразность осуществленных операций, выявить недостатки в работе предприятия, факты хищений и нарушений. В части проверки операций по движению товарных запасов он может выражаться в ревизии фактического наличия товаров, документального оформления их движения, отражения в системе бухгалтерского учета.
Внутрихозяйственный контроль на предприятии должен быть организован как с точки зрения фактического контроля (установление реального состояния объекта), так и документального контроля (отражения хозяйственных операций по данным первичной документации).
Вся работа доступна по Ссылке