Национальные аспекты современного популизма
События, происходившие в нашей стране, способствовали развитию популизма и его
внедрению в национальную сферу жизни. То, что на этой стезе политикам, рвущимся к
власти, можно быстро и безошибочно построить свою карьеру, показали события 1988 и
последующих годов.
Продекларированная конституцией новая общность людей периода развитого
социализма, советский народ, состояла из представителей разных наций и народностей. Но
для того, чтобы понять, насколько они разные, нужна была политика гласности и свободы
слова, что стало возможным в ходе перестройки. То, что скрашивалось, нивелировалось
прежде, стало явным, более того, стало выпячиваться.
Каждый гражданин советской страны стал осознавать свою принадлежность к той или
иной нации, народности, другим этническим группам. Это дало толчок заинтересованному
осознанию каждым этносом своей истории, своего прошлого и настоящего.
Русский просветитель конца ХVIII - начала ХIХ века В.Ф.Малиновский писал, что
всякому народу “свойственна любовь к себе, и в том есть мудрость сотворения... Любовь
народа к самому себе... есть источник всякой добродетели и достойна всякого одобрения...,
если способна "управляться мудростью". [34]
Повышенное внимание к национальным проблемам дало толчок развитию этнологии
(или этнографии) - науке, изучающей состав, происхождение, расселение и культурно-
исторические взаимоотношения народов, их материальную и духовную культуру,
особенности быта.
В этнологии разделяются понятия этноса и нации, являющейся типом этноса.
Подходы к определению этноса: первый - отдается предпочтение социальным
аспектам в генезисе и существовании этносов, а его функционирование связывается и 47
определяется ими уровнем развития производительных сил и производственных отношений
(Ю.В.Бромлей, В.И.Козлов, М.В.Крюков, С.А.Токарев); второй ориентирован в большей
степени на анализ природных аспектов этногенеза и его дальнейшее функционирование и
связывает возникновение и существование этноса и его сущностных черт с воздействием
биологических и генетических последствий эволюции человека, процессом
расообразования и адаптационными механизмами к окружающей среде и представлен
такими авторами, как С.М.Широкогоров, В.П.Алексеев, Л.Н.Гумилев, О.Хантингтон и
другими.
Так, по мнению Ю.В.Бромлея, этническую общность представляет “только та
совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других
аналогичных общностей”. [35]
Если рассматривать проблему выделения, обособления этнических общностей в ее
генезисе, то начальным этапом было выделение, обособление человека от природы, давшее
ему возможность осознать свое отличие от мира животных и растений, тем самым осознать
самого себя как человека.
Обособление этнических общностей было не только причинно-обусловленным, но и
исторически прогрессивным явлением, так как процесс этнической консолидации
общности начинается с обособления, в ходе которого она обретает собственное
неповторимое, своеобразное бытие, самоопределяется в качестве самостоятельного
социального субъекта, обладающего своими сущностными силами, этнической
индивидуальностью.
В теории создания этногенеза огромная роль принадлежит Л.Н.Гумилеву. В его
видении "этнос - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей,
противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся 48
своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом
времени". [36]
Этнос является как бы чисто природной общностью, которая, с одной стороны,
зависит от ландшафта и природных условий, с другой стороны, - характеризуется
местными нравами, обычаями, культом.
Этническая принадлежность, обнаруживаемая в сознании людей, не является
продуктом самого сознания. Она отражает какую-то сторону природы человека, гораздо
более глубокую, внешнюю по отношению к сознанию и психологии, под которой мы
понимаем форму высшей нервной деятельности.
Любой этнос, живущий в привычном для него ландшафте, находится почти в
состоянии равновесия.
Этнос по объективным основаниям - явление природное, а по способам
самоорганизации - социокультурный феномен. Он обладает рядом общих закономерностей,
которые действуют в нем на всех этапах функционирования и развития. Вместе с тем на
каждом этапе развития этнос подвергается целому комплексу взаимосвязанных и
взаимозависимых природных и социокультурных воздействий, что определяет специфику
его проявления, а также фактор психологических особенностей в соответствии с данными
конкретными условиями.
Вся работа доступна по Ссылке