Принципы организации и управления обеспечением преемственности физического воспитания старшеклассников и студентов младших курсов
Принципы объективно отражают общие теоретические положения, сущность и фундаментальные закономерности обучения, образования, воспитания человека. В теории физического воспитания сложились два концептуальных подхода в опреде-лении системы принципов.
Общепедагогический подход предполагает в качестве методологической осно-вы использовать классические закономерности обучения, сформулированные Я.Коменским; в педагогике эти принципы обозначают как дидактические – это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуа-лизации, систематичности, последовательности и прочности обучения.
Интегративный подход базируется на оптимальном числе взаимосвязанных принципов, которые оказывают существенное влияние на эффективность управления процессом физического воспитания личности. Он позволяет структурировать эти принципы и определить совокупность доминирующих признаков, указывающих на связь каждого из них с педагогической деятельностью. В соответствии с отме-ченными методологическими подходами в процессе формирования специфических педагогических принципов в теории физического воспитания Л.Матвеев выделяет их трехмодульную структуру.
Первая группа принципов отражает социально-педагогические детерминанты воспитательного процесса личности и общества в целом. Она определяет генераль-ное направление воспитательного процесса в обществе, выполняя его социальный заказ. В сфере физического воспитания совокупность предикативных признаков ин-тегрирует в систему принципов оздоровительной направленности воспитательного процесса гармоничного развития личности (его связь с умственным, нравственным и эстетическим развитием), в принципы целевой подготовки к учебно-трудовой, обо-ронной и физкультурно-спортивной деятельности.
Вторая группа методических принципов физического воспитания отражает общие закономерности образовательно-воспитательной деятельности в процессе за-нятий физическими упражнениями. Она включает совокупность принципов обуче-ния, развития физических качеств и общедидактических принципов. Дидактические принципы воспитания конкретизируются в ходе педагогического процесса в сфере физического воспитания. Они детерминируют методологию и особенности обучения двигательным действиям, освоение парадигмы специфических знаний, а также предусматривают оптимизацию процессов целенаправленного развития физических способностей. Структуру этой группы принципов определяет совокупность нераз-рывно связанных принципов сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, последовательности, прочности обучения.
Третья группа принципов отражает специфические закономерности построе-ния учебно-воспитательного процесса. Основные требования этой группы преду-сматривают его алгоритмизацию на основе технологических подходов. В эту группу входят принципы непрерывности, прогрессирования тренирующих воздействий, цикличности, возрастной адекватности воздействия, субъектности, преемственно-сти. Реализация требований этой группы принципов на практике предусматривает учет закономерностей биологического развития объекта воспитания (скачкообразный характер развития моторных функций и вегетативных систем организма, нерав-номерность темпов развития физических качеств и т.д.), а также генетически обу-словленную способность личности к саморегуляции и самоуправлению. Таким об-разом, унифицированная система принципов физического воспитания интегрирует все три отмеченные группы принципов в целостный процесс преемственности фор-мирования и развития физической культуры общества и личности.
Вся работа доступна по Ссылке