Теоретический и методологический анализ системы управления процессами освоения новых рынков сбыта промышленной продукции
Анализ основных тенденций развития экономики Украины свидетельствует о наличии высокой конкуренции на рынке промышленной продукции, особенно среди производителей машиностроительной продукции. В сложившейся ситуации для успешной реализации программы стратегического развития предприятиям машиностроительного комплекса необходимо расширять круг потребителей за счет освоения новых рынков сбыта.
В широком смысле слова понятие «рынок» трактуется как совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг [140].
В [135] выделено два основных подхода к его трактовке понятия «рынок».
Первое основано на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:
рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства и в этом своем качестве противостоящий способам организации, опирающимся на применении методов централизованного планирования и административного регулирования. В данном случае подчеркивается противостояние принципов, лежащих в основе этих двух способов, хотя в реальной жизни можно наблюдать формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех и других методов;
рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);
рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).
Второй подход к трактовке понятия рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается прежде всего как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.
Ф.Котлером в [136, с.27] дано классическое определение понятия «рынок»: «это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара».
Промышленный рынок представляет собой совокупность взаимоотношений между деятелями рынка (производители, посредники, потребители, банки, государственные органы, индивидуалы – агенты, брокеры, и т.п., фирмы, предлагающие услуги, и т.д.), осуществляемые в границах определенной территории в определенный момент времени [137].
Вся работа доступна по Ссылке