Рассмотрим зарубежный опыт планирования бюджетного процесса на примере США.
В настоящее время бюджетный процесс предусматривает несколько основных стадий и начинается за 18 месяцев до начала финансового года (финансовый год начинается в США с 1 октября).
В апреле текущего года Административно-бюджетное Управление Президента разрабатывает для федеральных министерств и ведомств рекомендации по подготовке основных положений, показателей и т.п., используемых при планировании бюджета на прогнозируемый год.
К 1 сентября текущего года Федеральные агентства и ведомства готовят и представляют проекты программ (смет) в Административно-бюджетное Управление Президента (АБУ), которые (при наличии замечаний) могут быть возвращены им на доработку. По каждому агентству и ведомству (в разрезе программ) расчеты затрат делаются на прогнозируемый год и на 5 лет с пояснительной запиской. В конце декабря текущего года на уровне АБУ завершается формирование проекта бюджета, который затем направляется Президенту;
в феврале следующего года Президент представляет в Конгресс проект бюджета (предложение Президента).
Верхняя и Нижняя Палаты Конгресса готовят раздельные варианты резолюций (заключения) по проекту бюджета и принимают их на раздельных заседаниях. Имеющиеся разногласия по проекту резолюции устраняются в рамках работы согласительной комиссии. Поcле принятия резолюций комитеты по бюджету обеих палат докладывают членам Конгресса об изменениях, которые необходимо внести в законопроекты по бюджету ( в соответствии с принятыми резолюциями). Законопроекты по бюджетным расходам разрабатываются в комитетах по ассигнованиям (по соответствующим направлениям) на основе проекта, предоставленного Президентом, и с учетом утвержденной резолюции по бюджету. Подготовленные законопроекты голосуются в каждой палате и согласовываются на совместном заседании. После повторного голосования в палатах (как пакет документов по проекту бюджета в виде единого тома) проект бюджета до 15 апреля направляется на подпись Президенту.
В случае, если Президент накладывает вето, то его можно преодолеть при наличии двух третей голосов в каждой палате или внести необходимое количество изменений в законопроекты, чтобы Президент их подписал (или начать сначала выше указанную процедуру рассмотрения и утверждения бюджета).
После утверждения бюджета АБУ делает поквартальную разбивку расходов (на законодательном уровне эти разбивки не утверждаются) и доводит основные показатели до Казначейства.
До 1 апреля АБУ своими приказами доводит размеры выделенных ассигнований до Федеральных агентств (министерств) и ведомств. Федеральные органы (за исключением Министерства обороны и Государственного Департамента) своих бюджетных счетов не имеют и их бюджетные расходы проводятся через счета Казначейства.
В США применяется казначейская система исполнения бюджета. Все бюджетные средства хранятся на генеральном счете Нью-Йоркского банка Федеральной Резервной Системы (ФРС).
ФРС и система коммерческих банков являются агентами Правительства и каких-либо самостоятельных решений в работе с бюджетными средствами не принимают (действуют исключительно по указанию Казначейства). Полномочия ФРС определены законодательно, коммерческие банки участвуют на основе соглашений с ФРС.
Бюджетные доходы собираются в более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный счет Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств (так называемая "подушка") в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов производится временное использование средств , остающихся на счетах в виде указанной "подушки". Хранение остатков бюджетных средств осуществляется под залог государственных ценных бумаг в банках ФРС.