Парадигма стратегий становления социально-ориентированной рыночной экономики в Украине, являющихся фундаментальной базой развития всех видов экономической деятельности
В данном подразделе изучены теоретические подходы к пониманию сущности и содержания экономической категории «стратегия развития» на основе обобщения и систематизации научных разработок украинских и зарубежных ученых, выделено три основных подхода к пониманию категории «стратегия», разработаны основные направления стратегического развития экономики Украины, дана оценка эффективности роста экономики Украины и Автономной Республики Крым за 2001 - 2009 гг.
Теоретики менеджмента заимствовали термин «стратегия» из области военных искусств. При классификации стратегий выявляется то, что большинство их них не могут быть определены по одному из признаков.
В. Тарасенко [271, с. 12] при классификации стратегий экономики выделяет четыре типа государств, которые выступают в качестве субъектов управления: молодое, развивающееся, функциональное, символическое. Под стратегией (стратегическим состоянием) В. Тарасенко понимает состояние триады «общество – государство – лидерская группа», оцениваемое исходя из состояния субъекта управления в обществе, лидерской группе и государстве.
Забелин П.В. и Моисеева Н.К. [196, с. 34], предлагают классифицировать стратегии всего по трём признакам:
а) достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);
б) принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);
в) принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные).
В. Ойкен [190, с. 47], оценивая классификацию стратегий регулирования, управления и вмешательства государства в экономику страны, выделил два типа стратегии государства: меновую (рыночную) и централизованно управляемую (вне зависимости от многообразия исторических форм). Каждая из этих форм имеет три типа характера вмешательства государства в экономику: сильное, среднее, слабое. Таким образом, роль государства (по В. Ойкену) примени¬тельно к стратегии развития и регулирования может иметь шесть направлений.
Ведута Е.Н. [39, с. 7] описывает исторические сценарии смены разных внешнеэкономических стратегий на протяжении истории развития:
а) стратегия меркантилизма в становлении многополярного мира;
б) стратегия свободной торговли в построении однополярного мира;
в) стратегии экономической политики государства в цикле «многополярный – однополярный мир»;
г) стратегии государства в цикле «инфляция – дефляция»;
д) стратегия монетаризма как доктрина либерализации мировой экономики;
е) стратегия экономической интеграция стран Западной Европы и возник¬новение еврорынка;
ж) образование золотовалютного стандарта как инструмента стратегического планирования США;
з) стратегия многовалютного стандарта.
И. Ансофф [14, с. 34] считает, что стратегия – способ действия, новые правила принятия решений и установок, направляющие процесс развития экономики, средство достижения результата, инструмент, который может помочь в условиях нестабильности.
Герчикова И.Н. [55, с. 13] определяет стратегию, как рассчитанную на перспективу систему мер, обеспечивающую достижение конкретных намеченных мер. Фатхутдинов Р.А. [286, с. 71] полагает, что стратегия – это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
Вся работа доступна по Ссылке