Быстрый переход к готовым работам
|
Религиозные центры и управления как руководящие органы хозсистемПолностью автономное функционирование религиозных центров и управлений невозможно в силу нецелесообразности, вне системного религиозного образования существование данного вида РО теряет смысл. Функции хозяйственного руководства объективно необходимы, органически присущи как центрам многих религиозных объединений (церквей) в целом, так и центрам их подсистем. Их организующая роль направлена на обеспечение координации и эффективного взаимодействия всех звеньев единого организационно-хозяйственного комплекса, что составляет важнейшее условие достижения основной и общей для всех, входящих в данный комплекс организаций, цели. В этом можно увидеть определенное сходство с управлением промобъединения [169]. Поэтому, целесообразно рассматривать религиозные центры как руководящие органы религиозных объединений и церквей, являющихся хозсистемами открытого или закрытого типа, а управления – как центральные органы подсистем. Об этом свидетельствуют и уставы многих РО. По состоянию на 01.01.2001 г. в Украине были зарегистрированы религиозные центры свыше 50 религиозных объединений и 191 управление [170]. На начало (01.01) 2011г. ситуация не очень изменилась. Всего насчитывалось 82 центра и 246 управлений [2]. В Законе о свободе совести не говорится об отличии религиозных центров от управлений. Нет каких-либо разъяснений и в Методрекомендациях по его применению, где термины «управления» и «центры» употребляются как тождественные. Основные особенности правового статуса руководящего органа религиозного объединения (центра или управления) определены в ст. 9 и ст. 14 указанного Закона. Так, в ч. 3 ст. 9 сказано, что «нерегламентированные законом отношения государства с религиозными управлениями и центрами, в том числе и теми, которые находятся за пределами Украины, регулируются в соответствии с договорами между ними и государственными органами». А в ст. 14, ч. 2 указывается, что религиозные управления и центры, наряду с монастырями, религиозными братствами, миссиями и духовными учебными заведениями, подают на регистрацию уставы (положения) в госорган по делам религий. С введением в действие Закона о госрегистрации юридических лиц порядок усложнился, поскольку данное требование остается в силе. С момента регистрации они приобретают статус (ст. 13 Закона о свободе совести) юридического лица, их права и обязанности регламентируются законодательством и собственным уставом. За регистрацию и перерегистрацию уставных документов не предполагается никаких госпошлин, чем злоупотребляют лидеры некоторых конфессиональных образований. . Эти действия можно осуществлять множество раз даже в пределах календарного года. Также Законом не предусмотрено, что изменение названия религиозного центра влечет за собой изменение наименований, производных от него РО. На практике изменения вносятся лишь в названия и уставы только тех РО, которые созданы непосредственно центром (речь идет о миссиях и духовных учебных заведениях).* В Законе не отражены особенности создания религиозного управления и центра (поскольку не определены отличия между данными видами), что обусловливает произвольный выбор наименования органа руководства. Наличие двух терминов для одного и того же явления вряд ли можно признать обоснованным. Поэтому в практике традиционных церквей термин «религиозный центр» используется для обозначения органа руководства системой в целом, тогда как термин «управление» употребляется для наименования головной единицы подсистемы, что представляется вполне логичным, и должно было бы получить отражение в законодательстве.** Для этого предлагается внести в Закон следующую норму: «1. Религиозный центр объединения союзного типа создается представителями трех и более религиозных обществ на общих сборах верующих граждан или представителей РО (конференциях, съездах и т.п.), входящих в данное объединение. Полномочия центра находят отражение в уставных документах как объединения в целом, так и самого центрального органа, где они получают более детальную регламентацию. 2. Порядок создания религиозного центра церкви определяется канонами и/или церковной традицией, и факт его существования признается государством законодательно. Компетенция религиозного центра находит отражение в Гражданском Уставе Церкви. 3. Религиозные управления создаются религиозными центрами в распорядительном порядке (как учреждения), их статус и компетенция определяется соответствующим учредительным положением».* Некоторое представление о правовом положении центрального руководящего органа и сегодня можно получить, исходя из анализа конкретных уставных документов. При этом следует различать так называемые «гражданские уставы» религиозных центров, зарегистрированные в госорганах, а также Уставы об управлении, которые для государства юридического значения не имеют. Хотя на практике именно последние играют определяющую роль в организации внутрицерковной жизни, поэтому анализировать необходимо и те и другие. Например, в УПЦ центральным органом, осуществляющим управление всеми делами, является Митрополия, действующая наряду со Священным Синодом [173], с почти такой же внутренней организацией (такие же отделы, с такой же компетенцией).** В структуре УПЦ имеются еще и епархиальные управления, которые, как отмечалось, могут рассматриваться как центры подсистем – епархий. Епархии (от греч. «провинция», на Западе и в РКЦ чаще используется термин «диоцез» или «диоцезия» [174, с. 277]) – это местные церкви, возглавляемые архиереем и состоящие из приходов, объединенных в благочиния, и находящихся на данной территории монастырей (Раздел VII п.1 Устава об управлении УПЦ) [173, с. 124].*** Епархии одновременно могут выступать (рассматриваться) как основные административно-территориальные единицы, деление на которые предполагает УПЦ. Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание, состоящее из равного числа представителей клира и мирян (раздел VII, п.п. 27-28) [173, с. 124-125]. Постоянно функционирующим оперативным органом (или органами) при правящем архиерее является Епархиальное управление и иные епархиальные учреждения (п.п. 52-54 раздела VII) [173, с. 130]. Их деятельность регламентируется положениями, утвержденными Синодом и архиерейскими распоряжениями.* Внутренними нормами регламентируются функции не только самих органов управления Церкви, но и их структурных подразделений (Епархиальных учреждений): отделов, постоянных и временных комиссий и т.п. Это позволяет рассматривать центральный орган УПЦ (Митрополию) и епархиальные управления, как аналог органов управления классических хозсистем, включая промышленные объединения, поскольку реализация ими субъективных прав, не может зависеть от их собственного усмотрения, а должна быть подчинена основной цели РО. * Так, центр религиозного объединения «Слово жизни» несколько раз изменял свое наименование. Но неизвестно внесли вслед за этим изменения в свои уставы все организации на местах. В данный момент ее официальное наименование Украинская Христианская Евангельская Церковь (центр в г. Киеве) [171]. ** Сегодня к такой практике все чаще прибегают и регистрирующие органы, предлагая регистрирующимся субъектам, для руководящего органа религиозного объединения республиканского значения использовать термин «религиозный центр», а для регионального органа – «управление». * Встречаются иные предложения. Некоторые считают, что для создания религиозного центра или объединения необходимо не менее 14 религиозных организаций. [172, с.124] ** Среди них: Отдел внешних церковных сношений; Издательский отдел; Хозяйственное управление; Учебный комитет; Пенсионный комитет, в случае необходимости Священным Синодом УПЦ могут быть созданы и иные церковные учреждения, действующие на основании принятых о них положений (раздел VI п.2 Устава) [173, с.124]. *** До к. XIX в. использовались термины «архиерейский дом» и «епархиальное начальство» (под которым понимали епархиального архиерея, управляющего епархией через консисторию, и саму консисторию). Епархиальное начальство «наблюдало» за управлением имуществом всеми церковными установлениями епархии (в т.ч. самими архиерейскими домами). Изучением института епархии и обоснованием ее статуса как самостоятельного юридического лица занимались Н.С. Суворов, А.И. Покровский, И.М. Громогласов [175]. * Этими положениями регламентирует статус епархиального управления в структуре церковной организации, его цели и задачи, функции, возлагаемые на него в территориальных пределах епархии, определяется его внутренняя структура и компетенция органов. Подобными документами регламентируется деление епархии на благочиннические округа (благочиния) во главе с благочинными, назначаемыми епархиальным архиереем (п.п. 55-63 раздела VII). Основная задача благочиний и благочинных осуществление внутреннего контроля, в т.ч. в хозяйственной сфере, что получает выражение в составлении для епархии консолидированной отчетности, отражающей общие результаты деятельности всех, входящих в благочиние, приходов [173, с. 130-131]
Вся работа доступна по ссылке |
|