Быстрый переход к готовым работам
|
Особенности межличностных взаимоотношений и поло-ролевого поведения в юношеском возрасте, как предпосылки формирования представлений о будущей семейной жизниПодготовка личности к семейной жизни формируется на протяжении длительного времени, обуславливается различными факторами и имеет неодинаковую значимость на разных возрастных этапах. Большинство ученых сходятся на том, что основное внимание и ведение целенаправленных форм подготовки должны осуществляться в старшем школьном возрасте в связи с его личностными образованиями, какими являются, прежде всего, особенности развития самосознания, поло-ролевого поведения, построения взаимоотношений, формирование ценностей. В старшем школьном возрасте ученик стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, составным элементом которой является создание своей собственной семьи. Л.И. Божович [31] и многие другие исследователи этого возраста И.С. Кон [122], В.А. Крутецкий [131], Е.А. Шумилин [267] связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности, и проблема выбора дальнейшего пути находится в центре внимания и планов юношей и девушек. Основным новообразованием в старшем школьном возрасте становится жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем, формирование ценностей и жизненных планов. На данном возрастном этапе формируется сложный механизм целеполагания, который выражается в существовании у человека плана жизни [208], жизненной цели [138], проекта-цели [23], общего девиза своего бытия [77]. Как пишет Н.Ф. Наумова, «наличие этого механизма связано со способностью и стремлением человека осуществлять самопроецирование в будущее не только, как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование, т.е. не как частичное, а как целостное перенесение себя в будущее, , возможности включение будущего в свое реальное бытие» [161; 228]. Согласно модели развития Освальда Кро, молодые люди в значительной степени ориентируются на образцы и идеалы, все больше раскрывают свой внутренний мир и непрерывно врастают в «окончательную жизненную форму» [313; 206]. В юношеском возрасте, по А. Гезеллу, значительно увеличивается общительность, устремление в будущее [305]. Юность, по Э. Эриксону, характеризуется появлением чувства своей индивидуальности, расширением диапазона выполняемых ролей [301]. Главные новообразования юношеского возраста, по мнению немецкого философа и психолога Эдуарда Шпрангера, является открытие «Я», появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни [265]. Важнейшими процессами переходного возраста К. Левин [314] считает расширение жизненного пространства личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. У молодого человека возрастает дифференцировка жизненного пространства, т.е. в нее включается множество новых фантазий, представлений, мыслительных процессов, социальных отношений и видов деятельности; возрастает способность изменяться, эффективно приспосабливаться к требованиям окружающего мира. В ходе исследовательской работы, проведенной Д.И. Фельдштейном [236], выяснилось, что для юношеского возраста характерна направленность на усвоение норм взаимоотношений, которую отечественные психологи Л.С. Выготский [58], А.Н. Леонтьев [138], Б.Г. Ананьев [9], Д.Б. Эльконин [269] и другие выделяют одной из сторон деятельности. Юношеский возраст полон социальных стремлений, это период активной социализации личности, и в общении, основная функция которого, по мнению Б.Ф. Ломова, заключается в усвоении индивидом общественно выработанного опыта, эти проявления, особенно ярки [144]. Наиболее четко задачи развития потребности в межличностных отношениях сформулированы R.J. Havighurst, согласно которому они могут быть сгруппированы следующим образом: 1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела. 2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли. 3. Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. 4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. 5. Подготовка к профессиональной карьере. 6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения. 7. Формирование социально-ответственного поведения. 8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения [308]. Изучением общения в юношеском возрасте в современной психологии занимались такие ученые как А.В. Веденов и П.П. Шляпин [43], И.А. Карпюк [98], В.З. Пахальян [171]. Проблема удовлетворенности общением с взрослыми у старшеклассников специально изучалась В.Э. Пахальяном, показавшим, что 66,6% старшеклассников нуждаются в нерегламентированном общении со взрослыми, особенно с родителями и близкими взрослыми, которые определяются ими «как отношения, строящиеся на потребности понимания друг друга, помощи другому, желании эмоционального контакта» [171; 102].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/269561.html |
|