Быстрый переход к готовым работам
|
Роль и место общефизической и специальной подготовки волейболистовРазвитие и совершенствование скоростно-силовых качеств и двигательных координации, обеспечивающих результативность выполняемого технического приема, является предметом исследования ведущих теоретиков и практиков спорта [26, 34, 35, 40, 55, 60, 70, 76, 95, 104, 118,127-129, 158-160 и ДР-]- Анализ литературных источников, рассматривающих основные направления повышения технико-тактической подготовки волейболистов; сопоставление различных взглядов на решение проблемы поступательного
35 роста их спортивного мастерства, выявление основных тенденций дальнейшего развития современного волейбола, свидетельствует о возрастании роли координационной подготовки в структуре учебно-тренировочного процесса. На большую значимость формирования специальной ловкости игроков указывает С.С. Ермаков [42]. Увеличение значимости совершенствования профилирующих двигательных координации игроков обусловлено значительным повышением динамичности их игровой деятельности, ростом спортивного мастерства ведущих национальных сборных команд по волейболу, обострением конкуренции на мировой спортивной арене, постоянным поиском новых педагогических технологий спортивной подготовки [47, 64, 79, 150 и др.]. По мнению О.В. Демиденко [38, 39], повышение точности выполнения завершающей фазы движений с мячом оказывает существенное влияние на результативность игровых действий. Исследуя структурное содержание точности движений волейболистов, автор обращает внимание на необходимость выявления ее разновидностей, среди которых ведущая роль принадлежит: точности воспроизведения пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторных актов;
Знание данных проявлений точности детерминирует соответствующий выбор средств обучения и тренировки, методов и методических приемов, обеспечивающих прирост показателей каждой разновидности точности. Это, в свою очередь, определяет рациональное соотношение основных и дополнительных физических качеств, способствующих повышению технической подготовленности волейболистов.
36 Так, А.Н. Касаткин, Г.Н. Максименко [56] в качестве вспомогательных средств предлагают использовать упражнения, развивающие ведущие качественные стороны двигательной деятельности: бег с ускорениями на коротких отрезках (до 20 м) из различных стартовых положений; быстрые перемещения по игровой площадке, включая использование утяжеленных поясов и кроссовок; элементы акробатики (перекаты в группировке и прямым телом, кувырки), броски набивных мячей различного веса правой и левой рукой; прыжковые упражнения, обеспечивающие повышение показателей прыжковой выносливости. К основным средствам подготовки волейболистов авторы относят двигательные действия, обеспечивающие эффективное усвоение сложных технических приемов: нападающего удара, блокирования и др. По их мнению, оптимальным является соотношение основных и вспомогательных средств является 3:2. Как подчеркивает В.А. Каширин [57-59], в структуре общей физической подготовки волейболистов особая роль принадлежит специальной ловкости, оптимальные показатели которой обусловливают формирование индивидуального стиля игры, определяют уровень технико-тактического мастерства. По мнению автора, ловкость представляет собой комплекс двигательно-координационных качеств, ведущими из которых являются:
37 Для игры в волейбол характерна постоянная изменчивость ситуаций, требующая значительной концентрации внимания, адекватного восприятия и объективной оценки тактических действий противника, усвоения эффективных способов выполнения технических приемов, своевременного решения внезапно возникшей задачи в условиях острого дефицита времени, осмысления и правильной оценки моторных актов в процессе взаимодействия с партнерами и противниками. Данные особенности волейбола детерминировали необходимость выявления, теоретического обоснования и экспериментальной проверки следующих специфических проявлений ловкости в деятельности игроков: дифференцирования пространственно-временных параметров двигательного действия; - проявления ловкости в стандартных условиях игрового взаимодействия - проявления ловкости в нестандартных, неожиданно возникающих - проявление ловкости в модельных ситуациях игры. Каждое из проявлений ловкости, как отмечает В.А. Каширин [57-59], имеет свои особенности, что требует значительного расширения арсенала используемых средств и методов спортивной подготовки, выбора наиболее эффективных; разработки моделей различных игровых ситуациях, обусловливающих проявление конкретной разновидности специальной ловкости волейболиста. Это свидетельствует о необходимости повышения показателей творческого мышления, как тренера, так и высококвалифицированных игроков, а также заинтересованного отношения к учебно-тренировочному процессу. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что многие теоретики и практики волейбола считают развитие ловкости важной задачей, без решения которой уровень физической подготовленности волейболиста является недостаточным [5, 6, 12-16, 25, 43-47, 81 и др.]. В то же время
38 используемые в учебно-тренировочном процессе средства и методы развития ловкости не соответствуют ее структурному содержанию, что обусловливает его недостаточную эффективность [65-67, 123, 1241-144 и др.]. Уровень координационной подготовки оказывает существенное влияние на формирование пространственно-временной и пространственно-силовой ориентировки при выполнении технически сложных двигательных действий. Техническая подготовленность волейболистов достигается при оптимальных показателях ловкости, точности движений, прыгучести, равновесия, двигательного ритма и других координационных качеств [96-99].
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/324265.html |
|