У нас уже 242733 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 






Название Психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников в школе
Количество страниц 72
ВУЗ Севастопольский городской гуманитарный университет
Год сдачи 2010
Содержание СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
Глава – I. Теоретические основы психологического сопровождения первоклассников на этапе адаптации к шко-ле………………………………………….6
1.1. Сущность, принципы и задачи психолого-педагогического сопровож-дения учащихся в шко-ле……………………………………………………………….….6
1.2. Проблема адаптации личности в исследованиях учёных-психологов……11
1.3. Феноменология адаптации первоклассника к школе и влияющие на нее факто-ры……………………………………………………………………………17

Глава – 2. Содержание и методика экспериментальной работы


2.1.Характеристека методов исследования адаптации детей к школьному
обуче-нию……………………………...……………………………………………28
2.2. Исследование уровня адаптации детей к школьному обучению………….37
2.3. Разработка программы психологического сопровождения перво-классников
в период их адаптации к школе………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………………56
Литература……………………………………………………………………….59
Приложение……………………………………………………………………..61













В В Е Д Е Н И Е

Адаптация человека к критическим факторам среды издавна при-влекала ученых. Интерес современной науки к этой проблеме возрос в 90-х годах двадцатого столетия в связи с ростом так называемых болезней стресса, ведущих к личностной дезадаптации. В настоящее время психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем дея-тельности человека в обычных и экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его толерантности к стрессам.
Адаптация ребенка к школе – одна из важнейших задач современных психолого-педагогических исследований. Их результаты фокусируют социальные, природные, технологические, информационные, индивидуально-психологические, экологические и медицинские аспекты человека в современном мире.
Актуальность рассматриваемых исследований детерминирована тем, что поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ведущий вид деятельности ребенка – игра сменяется на учебную деятельность. Новая по содержанию и нормативно-организационному функционированию среда обитания, новые значимые взрослые (учителя), новый, более трудный и ответственный режим жизнедеятельности – это основной, но далеко не полный перечень изменений в жизни ребенка, вызывающий необходимость активизации адаптационных резервов ученика начальной школы.
Развитие личности ребенка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе. От того, какой способ приспособления к требованиям новой социальной ситуации развития изберет ребенок, зависит не только успешность обучения. Зачастую адаптивные или дезадаптивные формы реагирования проявившиеся в начальной школе, фиксируются в виде устойчивых психостилевых характеристик мышления и поведения и определяют успешность или не успешность жизнедеятельности взрослого человека [4, С.54].
У большинства детей в те или иные периоды развития под влиянием си-туаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Для того, чтобы процесс адаптации первоклассников к школе не был травматичным, а осуществлялся эффективно и гармонично, важно на должном научном уровне организовывать их психолого-педагогическое сопровождение.
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Сопровождающая работа психолога должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для успешного обучения ребенка, его социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая ребенка, в процессе школьного обучения обязан, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности [5,С.10-11].
Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена проти-воречием между потребностью школы, родителей и самих детей в успешной адаптации к школе и недостаточным уровнем разработанности проблемы психологического сопровождения детей в адаптационный к школьному обучению период.
Объектом исследования в нашей курсовой работе является адаптация детей к школе.
Предмет исследования составляет психологическое сопровождение учащихся первого класса в период их адаптации к школе.
Цель исследования: определить содержание и методы психоло-гического сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: дезадаптированные дети чаще всего являются аутсайдерами в ученическом коллективе класса.
Задачи исследования:
1. Определить сущность адаптации детей к школе.
2. Выявить структуру, основные компоненты и алгоритм реализации содержания психологического сопровождения адаптации первоклассников к школе.
3. Установить трудности школьной адаптации у первоклассников и причины их возникновения.
4.Разработать рекомендации школьному психологу по обеспе-чению психологического сопровождения процесса адаптации первоклассников к школе.
Методологическую основу нашего исследования составляют базисные положения психологии детства Л.С. Выготского[8], концепция адап-тационного стресса Г. Селье [25] и Л.А. Китаева-Смыка [14], теоретические основы психологического сопровождения адаптации детей к школе, изложенные М.Р. Битяновой [5], Т.В. Азаровой, Е.И. Афанасьевой, Н.Л. Васильевой [4].
Нами в настоящей курсовой работе были использованы следующие методы научного исследования: анализ научной и методической литературы, наблюдение, тестирование, беседы, опрос, социометрия, эксперимент.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 15 города Севастополя. В эксперименте участвовало 20 учащихся 1-«Б» класса.
Список литературы Заключение
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессо-вой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
В научной литературе выделяется три основных этапа (фазы) адаптации:
Выделяют три фазы адаптации:
1) генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжением. Эта «физиологическая буря» длится две-три недели;
2) неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на непривычное воздействие;
3) относительно устойчивое приспособление, когда организм находит на-иболее подходящие, адекватные новые нагрузки, варианты реагирования, то есть собственно адаптация.
Нами было установлено, что успешность адаптации ребенка к школе зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относится степень психофизиологической готовности ребенка к обучению в школе (физического развития, сформированности психических функций, устойчивости нервной системы, интеллектуальных задатков и др.). К внешним относятся: отношение к ребенку родителей, стиль педагогического взаимодействия учителя с учащимися класса, деятельность классного руководителя по сплочению коллектива класса, режим учебных занятий в школе и жизнедеятельности ребенка в целом.
Нами были выявлены следующие основные сферы, где обнаруживаются трудности адаптации к школе:
* Непонимание детьми специфической позиции учителя, его профес-сиональной роли;
* Недостаточное развитие общения и способности взаимодействовать с другими детьми;
* Неправильное отношение ребёнка к самому себе, своими возможностями, способностями, своей деятельности и её результатом.
В ходе исследования нами были установленны следующие основные направления сопровождающей ребенка деятельности психолога:
- общая развивающая работа по отношению ко всем школьникам данной параллели (в нашем случае с первоклассниками);
- коррекционно-развивающая или консультативная работа по от-ношению к школьникам с выявленными психологическими проблемами обучения и развития (индивидуальные и групповые формы работы);
- консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп;
- консультирование школьной администрации по итогам диагно-стического минимума и консилиума;
- социально-диспетчерская деятельность (оказание помощи в поиске нужных специалистов).
Экспериментальное исследование адаптации учащихся первого класса к школе показало, что примерно одна десятая часть учащихся к концу третьего месяца обучения в школе не проходят успешной адаптации, Это прежде всего те дети, школьной жизни которых в семье не уделяется должного внимания.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что все дезадаптированные первоклассники являются аутсайдерами в классном коллективе. Это означает, что в психологическое сопровождение адаптации детей должны быть включены мероприятия по сплочению коллектива, что и было нами предусмотрено в разработке психопроилактической программы.
























Л и т е р а т у р а:
1. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980 – 302 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2001. – 480 с.
3. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев – СПб., 1993. – 300с.
4. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М., 1998. – 352 с.
5. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М., 1997. – 315 с.
6. Бурменсекая Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультурование. Проблемы психического развития детей. – М., 1990. – 280 с.
7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1988. – 280 с.
8. Выготский Л.С. Избранное. – М.,1996. – 456 с.
9. Гильбух Ю.З. Учитель и психологическая служба школы. – К., 1993. – 275 с.
10. Гримак Л.П. Психологическая саморегуляция. – К., 1997. – 442 с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: 4- е издание, переработанное и дополненное. – СПб., 2004. – 208 с.
12. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е издание, стереотип. – М.,2001. – 360 с.
13. Дружинин В.Н. Психологические особенности младшего школьного возраста. – К., 1997. – 108 с.
14. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1996. – 520 с.
15. Ковалёва А.И., Мареев В.И. Проблемы адаптации ребенка к школе. – Мн., 2000. – 122 с.
16. Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М., 1997. – 244 с.
17. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 200 с.
18. Лусканова Н.Г. Адаптация ребенка к школе. – М., 2002. – 165 с.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 260 с.
20. Матюшкина А.М. Психологические проблемы обучения в школе. – М., 1997. – 124 с.
21. Налджанян А.А. Социально-психологическая адаптация личности. – Ереван, 1988. – 245 с.
22. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996. – 240 с.
23. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 406с.
24. Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб., 2003. – 412 с.
25. Селье Г. Стресс без дистресса. – М., 2001. – 225 с.
26. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков / Науч. ред. Н. И. Возтрокнутов. – М.. 1996. – 224 с.
27. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2003. – 378 с.
28. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Пер. с нем. Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1992. – 315 с.
29. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 2003. – 96 с.
Стоимость доставки работы, в гривнах:

(при оплате в другой валюте, пересчет по курсу центрального банка на день оплаты)
250





Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.